Томас Пейн*
Происхождение масонства

Текст из книги "Сочинения Томаса Пейна",
издательство G.P. Putnam's Sons, 1896

Перевод с английского Виктора Маевского

* Томас Пейн (1737-1809) - англо-американский писатель, философ, публицист, прозванный "крёстным отцом США"; автор известного философского труда "Век разума". - Википедия



Принято считать, что у масонов есть некий секрет, который они тщательно скрывают, но, судя по всему, что можно почерпнуть из их собственных рассказов о масонстве, их настоящий секрет - это не что иное, как их происхождение, которое мало кто из них понимает, а те, кто понимают, хранят его в тайне.

Общество масонов делится на три класса или степени: 1-й – принятый ученик, 2-й – подмастерье, 3-й – мастер-масон.

Принятый ученик знает о масонстве не больше, чем об использовании знаков и жестов, а также определенных движений и слов, по которым масоны могут узнавать друг друга, оставаясь при этом не раскрытыми людьми, не являющимися масонами. Подмастерье в масонстве не намного лучше обучен, чем принятый ученик. Лишь в ложе мастера-масона все знания о происхождении масонства сохраняются и скрываются.

В 1730 году Сэмюэль Притчард, член одной из учрежденных лож в Англии, опубликовал трактат под названием "Масонство в разрезе" и принес клятву перед лорд-мэром Лондона, что это подлинная копия: "Сэмюэль Притчард клянется, что прилагаемая копия является подлинной и достоверной во всех отношениях". В своей работе он привел вопросник, или тест в вопросах и ответах для учеников, подмастерьев и мастеров-масонов. В этом не было никакой сложности, поскольку это была просто форма.

В предисловии он пишет: "Первоначальное учреждение масонства заключалось в создании основ гуманитарных искусств и наук, в особенности геометрии, ибо при строительстве Вавилонской башни впервые было представлено искусство и тайна масонства. Оттуда их передал Евклид, достойный и превосходный математик египтян; он сообщил их Хираму, мастеру-масону, занимавшемуся строительством Храма Соломона в Иерусалиме".

Помимо абсурдности происхождения масонства в результате строительства Вавилонской башни, при котором, согласно легенде, смешение языков не позволило строителям понять друг друга и, следовательно, передать любые знания, которыми они обладали, в его изложении есть вопиющее противоречие с точки зрения хронологии.

Храм Соломона был построен и освящен за 1004 года до христианской эры; а Евклид, как можно увидеть в летописных сводках, жил за 277 лет до той эры. Поэтому невозможно, чтобы Евклид мог сообщить что-либо Хираму, так как Евклид умер спустя 700 лет после смерти Хирама.

В 1783 году капитан Джордж Смит, инспектор Королевской артиллерийской академии в Вулвиче в Англии и Гранд-мастер масонства графства Кент, опубликовал трактат под названием "Использование и злоупотребление масонством".

В главе о происхождении масонства он пишет, что оно возникло одновременно с сотворением мира. "Когда", - пишет он, - "великий архитектор сотворил прекрасный земной шар на принципах масонства и повелел главной науке, Геометрии, создать планетарный мир и упорядочить с помощью ее законов всю эту величественную систему, вращающуюся вокруг центрального солнца согласно строго выверенным пропорциям".

"Но", - продолжает он, - "я не имею права публично снять завесу, и открыто рассуждать на эту тему, ибо она священна и всегда останется таковой. Те, кто удостоен доверия, не раскроют ее, а те, кто не знает о ней, не смогут ее предать". В этой последней части своей фразы Смит имеет в виду две низшие степени - подмастерьев и принятых учеников, поскольку на следующей странице своей работы он пишет: "Не каждому, кто едва посвящен в масонство, доверены все тайны, к нему относящиеся, ибо они недостижимы как нечто само собой разумеющееся и далеко не каждому по силам".

Образованный, но неудачливый доктор Додд, Гранд-капеллан масонства, в своей речи на посвящении масонского зала в Лондоне, проследил как масонство преодолевало различные этапы своей истории. Масоны, говорит он, хорошо информированы благодаря своим собственным закрытым и внутренним документам о том, что строительство Храма Соломона представляет собой важную эпоху, из которой они черпают большинство секретов своего искусства."

"Теперь (говорит он) следует помнить, что это великое событие произошло более чем за 1000 лет до христианской эры, и, следовательно, более чем за столетие до того, как Гомер, первый из греческих поэтов, начал писать; и более чем за пять веков до того, как Пифагор передал с Востока свою возвышенную систему истинно масонского обучения, дабы просветить Западный мир. Но, как бы ни была отдалена эта эпоха, мы не считаем ее началом нашего искусства. И хотя оно может быть обязано мудрому и славному царю Израиля некоторыми из своих многочисленных мистических образов и символических обрядов, однако само искусство, несомненно, неизменно связано с человеком – его великим объектом".

На основании данных заявлений масонов высшего ранга мы видим, что масонство, даже не заявляя об этом публично, притязает на некое божественное общение с создателем, отличающееся и не связанное с книгой, которую христиане называют Библией. Естественным следствием этого является то, что масонство происходит от какой-то очень древней религии, полностью не зависящей от этой книги и не связанной с ней.

Итак, чтобы сразу перейти к сути дела, масонство (как я покажу на примере традиций, церемоний, обрядов и хронологии масонства) произошло и продолжает представлять из себя религию древних друидов, которые, подобно магам Персии и жрецам Гелиополиса в Египте, были жрецами Солнца. Они поклонялись этому великому светилу, как великому видимому посреднику невидимой великой первопричины, которую они называли "Безграничное Время".

Христианская религия и масонство ведут свое происхождение от общего начала: и то, и другое происходит от культа Солнца. Разница же между их происхождением заключается в том, что христианская религия является пародией на культ Солнца, в которой на место Солнца поставлен человек, которого они называют Христом, и поклоняются ему так же, как изначально поклонялись Солнцу, как я уже указывал в главе о происхождении христианской религии.

В масонстве многие обряды друидов сохранились в своем первозданном виде, по крайней мере, без какой-либо пародии. Солнце для масонов - это по-прежнему Солнце, и его изображение в форме диска солнца является главным символическим украшением масонских лож и масонских нарядов. Оно является главным символом на их фартуках, а также они носят его в виде кулона на груди, как в своих ложах, так и во время своих торжественных церемоний. Солнце представлено мужской фигурой как бы с солнечной головой, подобно тому, как обычно изображают Христа.

Знание о том, когда и среди какого из древних народов впервые была создана эта религия, теряется в лабиринте незапамятных времен. Как правило, религия эта приписывается древним египтянам, вавилонянам и халдеям, а впоследствии персидский законоучитель Зороастр свел ее к системе, основывающейся на видимом движении Солнца по двенадцати знакам Зодиака. Затем уже Пифагор принес ее в Грецию. Доктор Додд ссылается именно на эти моменты, цитируя отрывок своего выступления.

Поклонение Солнцу как великому видимому посреднику невидимой великой первопричины под названием "Безграничное Время" распространилось на значительную часть Азии и Африки, оттуда в Грецию и Рим, далее через всю древнюю Галлию, в Британию и Ирландию.

Смит, в главе о становлении масонства в Британии, пишет, что "несмотря на неясность, которая окутывает масонскую историю в этой стране, некоторые обстоятельства доказывают, что масонство было введено в Британии примерно за 1030 лет до нашей эры". Здесь Смит ссылается не на масонство в его нынешнем состоянии. В то время, о котором он пишет, в Британии процветали друиды, от которых и произошло масонство. Здесь Смит взял и поставил ребенка на место родителя.

Порой случается, как в письменной, так и в разговорной речи, что человек пропускает выражение, которое помогает разгадать то, что он намеревается скрыть. Так произошло и со Смитом, ибо в той же главе он пишет: "Друиды, записывая что-либо, использовали греческий алфавит, так что я смело могу утверждать, что наиболее полные части ритуалов и обрядов друидов, которые только можно найти среди человечества, сохранились в традициях и обрядах масонов". "Мои братья, - пишет он, - "вероятно, смогут определить их с более высокой степенью точности, чем я имею право разъяснять публике".

Это признание мастера-масона, который, не желая, чтобы публика так его понимала, заявил, что масонство представляет собой оставшуюся часть религии друидов. Причины, по которым масоны держат это в секрете, я объясню позже в этой работе.

Так как изучение и созерцание Творца осуществляется в делах его творения, Солнце, как великий видимый посредник Сущего, являлось видимым объектом поклонения друидов. Все их религиозные ритуалы и обряды основывались на видимом движении Солнца по двенадцати знакам Зодиака, а также на его воздействии на Землю. Масоны используют эту же практику. Крыши их храмов и лож украшает Солнце, а пол представляет собой изображение пестрого лика Земли, выложенного коврами или мозаикой.

Масонский зал, расположенный на Грейт-Квин-стрит в Линкольнс-Инн-Филдс в Лондоне, представляет собой великолепное здание стоимостью около 12 000 фунтов стерлингов. Смит, описывая это здание, пишет (стр. 152): "Потолок этого великолепного зала, по всей вероятности, представляет собой самый высокий образец совершенной архитектуры в Европе. В самом центре потолка изображено сияющее Солнце из отполированного золота, окруженное двенадцатью знаками Зодиака, а также их символами: Овен, Телец, Близнецы, Рак, Лев, Дева, Весы, Скорпион, Стрелец, Козерог, Водолей, Рыбы.

Приведя это описание, он пишет: "Символическое значение Солнца хорошо известно просвещенным и любознательным масонам; и как настоящее Солнце находится в центре вселенной, так и символическое Солнце является центром истинного масонства. Мы все знаем (продолжает он), что Солнце - это источник света и времен года, причина смены дня и ночи, создатель растительности, друг человека. Поэтому лишь ученый масон знает причину, по которой Солнце помещено в центр этого прекрасного зала".

Чтобы защитить себя от преследований христианской церкви, в своих ложах масоны всегда говорили о Солнце мистическим образом, или же, подобно астроному Лаланду, который сам был масоном, молчали на эту тему. Таким образом, это и есть их секрет, особенно в католических странах, потому что изображение Солнца - ярко выраженный признак того, что масоны ведут свое происхождение от друидов. А ведь эта мудрая, изящная, философская религия была верой, противоположной вере мрачной христианской церкви.

Масонские ложи, если они проектировались именно для этой цели, строятся таким образом, чтобы находиться в соответствии с видимым движением Солнца. Поэтому они располагаются по линии восток - запад.

Место мастера всегда находится на востоке. В процессе проверки принятого ученика мастер, помимо многих других вопросов, спрашивает его:

В: Как расположена ложа?
О: На восток и запад.
В: А почему?
О: Потому что все церкви и часовни расположены или должны быть расположены именно так.

Этот ответ, представляющий собой обычную форму вопросника, не отвечает на вопрос. Он лишь отодвигает вопрос еще на один пункт, а именно - почему все церкви и часовни должны быть расположены таким образом? Но поскольку принятый ученик не посвящен в друидические тайны масонства, ему не задают ни одного вопроса, прямой ответ на который позволил бы это ему сделать.

В: Где стоит ваш мастер?
О: На востоке.
В: А почему?
О: Как Солнце встает на востоке и открывает день, так и мастер стоит на востоке, (положив правую руку на левую грудь, что является знаком; а наугольник - на шею), дабы открыть ложу и дать работу своим людям.
В: Где стоят ваши надзиратели?
О: На западе.
В: Какова их работа?
О: Как Солнце садится на западе, дабы завершить день, так и надзиратели стоят на западе (с правой рукой на левой груди, что является знаком, и с уровнем и отвесом на шее), дабы закрыть ложу и освободить людей от работы, выплатив им жалованье.

Здесь упоминается Солнце, однако следует заметить, что здесь оно имеет отношение лишь к работе или времени работы, но не к какому-либо религиозному друидическому ритуалу или обряду, как это было бы в отношении положения ложи по линии восток - запад. Я уже отмечал в главе о происхождении христианской религии, что расположение церквей на восток и запад объясняется поклонением Солнцу, которое восходит на востоке, и потому не имеет ни малейшего отношения к личности Иисуса Христа.

Христиане никогда не хоронят своих умерших единоверцев на северной стороне церкви, а в масонской ложе всегда есть, или предполагается, что есть, три окна – «светильника», которые называются неподвижными, чтобы отличать их от подвижных «светильников» Солнца и Луны. Мастер спрашивает принятого ученика:

В: Как они (неподвижные светильники) расположены?
О: На востоке, западе и юге.
В: Каково их назначение?
О: Чтобы освещать людей, идущих на работу и с работы.
В: Почему на севере нет светильников?
О: Потому что Солнце не бросает оттуда лучей.

Этот пример, наряду с другими, показывает, что христианская религия и масонство ведут свое происхождение от одного и того же общего начала - от древнего культа поклонения Солнцу.

Главный праздник масонов приходится на день, который называется днем Святого Иоанна, однако каждому просвещенному масону следует знать, что празднование этого дня никак не связано с человеком по имени Святой Иоанн. Лишь для того, чтобы скрыть истинную причину празднования этого дня, масоны называют этот день его именем. Поскольку масоны, или, по крайней мере, друиды, существовали за много веков до рождения Святого Иоанна, если такой человек вообще существовал, то празднование этого дня должно быть связано с некой причиной, совершенно не связанной с Иоанном.

Дело в том, что день, называемый днем Святого Иоанна, приходится на 24 июня. Эту дату называют днем середины лета, потому что в этот день Солнце оказывается в точке летнего солнцестояния. В полдень меридиональная высота Солнца остается неизменной на протяжении нескольких дней. Из-за високосных годов самый долгий астрономический день, как и самый короткий, не приходится на один и тот же день каждый год, однако 24 июня всегда принимается за день середины лета. Этот ежегодный масонский праздник, заимствованный у друидов, отмечается в день середины лета именно в честь Солнца, которое достигает своей наибольшей высоты в нашем полушарии, а не в честь Святого Иоанна.

Традиции часто переживают память о своем происхождении, именно так обстоит дело с традицией, которая до сих пор практикуется в Ирландии, где друиды были широко распространены в то время, когда они были популярны в Британии. В канун дня Святого Иоанна, то есть накануне дня середины лета, ирландцы зажигают костры на вершинах холмов. Это никоим образом не имеет отношения к Святому Иоанну. Однако символически это имеет отношение к Солнцу, которое в этот день находится в своей наивысшей летней точке, и выражаясь по-простому, оно достигло вершины холма.

Что касается того, что сами масоны, а также книги о масонстве рассказывают нам о Храме Соломона в Иерусалиме, то нет ничего невероятного в том, что некоторые масонские церемонии могли быть заимствованы во время строительства Храма, поскольку поклонение Солнцу практиковалось за много веков до появления Храма, или же до того времени когда израильтяне покинули Египет. Из книги 4-я Царств, гл. 22-23, мы узнаем, что в Храме евреи поклонялись Солнцу. Правда, можно сильно сомневаться, что это делалось с той же ученостью, чистотой и религиозной моралью, с которой это делали друиды, которые, судя по всем историческим сведениям, были мудрыми, образованными и нравственными людьми. Евреи, напротив, были невежественны в астрономии и науках в целом, и если бы религия, основанная на астрономии, попала к ним в руки, то почти наверняка она была бы ними испорчена.

В истории самих евреев, то ли в Библии, то ли и в других источниках, мы не прочитаем о том, что они были изобретателями, или, что они усовершенствовали какое-нибудь искусство или науку. Но даже во время строительства Храма евреи не умели ни обтесать по наугольнику, ни обрамить брус для того, чтобы начать и продолжить работу, поэтому Соломон был вынужден послать за рабочими к Хираму, царю Тира (Сидона). "Ибо ты знаешь, (говорит Соломон Хираму в книге 3-я Царств, 5:6) что у нас нет людей, которые умели бы рубить дерева так, как Сидоняне." Скорее Храм принадлежал Хираму, чем Соломону, а масоны, если что-то и извлекли из его строительства, то этим они обязаны сидонянам, а не евреям. Однако вернемся к поклонению Солнцу в этом Храме.

В книге 4-я Царств, 23:5 сказано: "И [царь Иосия] отставил жрецов, которых поставили цари Иудейские, чтобы совершать курения... солнцу, и луне, и созвездиям, и всему воинству небесному". А в 11-м стихе сказано: "и отменил коней, которых ставили цари Иудейские солнцу пред входом в дом Господень, ... колесницы же солнца сжег огнем.". А в стихе 13 сказано: "И высоты, которые пред Иерусалимом, направо от Масличной горы, которые устроил Соломон, царь Израилев, Астарте, мерзости Сидонской" (т.е. того самого народа, который построил Храм), "осквернил царь".

Описание Иосифом Флавием отделки Храма, в значительной степени напоминает отделку масонских лож. Он пишет, что расположение различных предметов иудейского Храма представляло всю природу, особенно наиболее очевидные ее части, такие как Солнце, Луна, планеты, Зодиак, Земля и стихии; и что систему Мироздания можно было увидеть с помощью многочисленных замысловатых символов. По всей вероятности, это и есть то, что Иосия в своем невежестве называет мерзостями сидонян.

Смит, говоря о ложе, пишет, что когда ложа раскрывает себя начинающему масону, она являет ему картину Мироздания, в которой, благодаря чудесам природы, мы побуждаемся созерцать ее великий изначальный источник и поклоняться ему благодаря его могущественным делам. И таким образом мы также побуждаемся проявлять те моральные и социальные добродетели, которые присущи людям как слугам великого Архитектора мира.

Однако каждый предмет, взятый из Храма (здесь будет уместно заметить, что закон, называемый законом Моисея, не мог существовать во время строительства Храма. Перед нами подобие вещей на небе вверху и на земле внизу. В книге 3-я Царств, гл. 6 и 7, мы читаем, что Соломон создал херувимов, которыми он украсил все стены, а также сделал пальмы и распустившиеся цветы; литое море, помещенное на двенадцати волах, уступы которого были украшены львами, волами и херувимами - все это противоречит закону, называемому законом Моисея) и будучи применен к масонству и, соответственно, к религии друидов, по-прежнему подразумевает поклонение Солнцу, каким бы искаженным или неправильно понятым оно ни было у евреев.

Следующим обстоятельством, которое показывает, что масонство берет свое начало от некой древней системы, предшествующей христианской религии и не связанной с ней, является летосчисление, или метод подсчета времени, используемый масонами в их документах. Они не пользуются тем, что называется христианской эрой, и рассчитывают месяцы числовым методом, как это когда-то делали древние египтяне и как сейчас делают квакеры. В моем распоряжении имеется документ французской ложи, составленный тогда, когда покойный герцог Орлеанский, в то время герцог де Шартр, был Грандмастером масонства во Франции. Он начинается так: "Le trentieme jour du sixieme mois de l'an de la V.L. cinq mille sept cent soixante treize", то есть, в тринадцатый день шестого месяца года достопочтенной ложи, пять тысяч семьсот семьдесят третьего. Согласно моим наблюдениям в английских книгах по масонству, английские масоны используют инициалы A.L., а не V.L. Под A.L. подразумевается год Света, так же как христиане под A.D. подразумевают год Господа нашего. Но А.L., как и V.L., относятся к одной и той же хронологической эре, то есть к предполагаемому времени сотворения мира.

В главе о происхождении христианской религии я показал, что космогония, то есть рассказ о сотворении мира, которым начинается книга Бытия, был заимствован из Зенд-Авесты Зороастра, а затем искажен и добавлен в качестве предисловия в Библию уже после того, как евреи возвратились из вавилонского пленения. К тому же, иудейские раввины считают рассказ в книге Бытия всего лишь аллегорией, а не достоверным фактом. В книге Бытия шесть тысяч лет творения из Зенд-Авесты заменены или переделаны на шесть дней. Похоже, что масоны выбрали тот же временной период, и, возможно, для того, чтобы избежать подозрений и преследований со стороны церкви, они приняли всемирную эру в качестве масонской эры. V.L. французских и A.L. английских масонов соответствуют A.M. Anno Mundi, или всемирному году.

Несмотря на то, что масоны позаимствовали многие свои обряды и символы у древних египтян, можно с уверенностью сказать, что египетское летосчисление они не заимствовали. А если бы это было так, то церковь быстро отправила бы их на костер, поскольку летосчисление египтян, как и китайцев, выходит за пределы библейской хронологии на много тысяч лет.

Как уже отмечалось, религия друидов была такой же, как и религия древних египтян. Египетские жрецы были преподавателями и учителями наук и назывались жрецами Гелиополиса, что значит город Солнца. Друиды, представлявшие в Европе тот же орден людей, стали так называться, благодаря тевтонскому или древнегерманском языку, потому что в древности немцы назывались тевтонами. Слово "друид" означает "мудрый человек". А в Персии они назывались магами, что означает то же самое.

"В истории Египет", - пишет Смит, - "откуда мы черпаем многие наши тайны, всегда занимал выдающееся место и когда-то славился больше других стран своей стариной, ученостью, богатством и плодородием. В соответствии с его культовой системой, главные боги-герои, Осирис и Исида, в теологическом смысле представляли Высшее Сущее, а также вселенскую природу, а в физическом - два великих небесных светила, Солнце и Луну, которые управляют всей природой".

"Опытным братьям нашего общества, (пишет Смит в примечании к этому отрывку) хорошо известно, какую связь эти символы имеют с масонством, и почему они используются во всех масонских ложах". Рассказывая об одеянии масонов, частью которого, как это видно во время их публичных процессий, является белый кожаный фартук, Смит пишет: "Друиды были одеты в белое во время своих жертвоприношений и торжественных мероприятий. Также и египетские жрецы Осириса носили белоснежное хлопковое одеяние. Греческие и многие другие жрецы тоже носили белые одежды. Будучи масонами, мы чтим принципы первых поклонников истинного Бога, тем самым подражая им в одежде, принимая символ невинности".

"Египтяне", - продолжает Смит, - "еще в самую отдаленную эпоху основали большое количество лож, однако с усердной тщательностью хранили секреты масонства от всех посторонних. Эти секреты были недостаточно точно переданы нам посредством устных преданий, поэтому их следует хранить в тайне для работников, ремесленников и подмастерьев до тех пор, пока хорошим поведением и долгим обучением они не станут лучше разбираться в геометрии и гуманитарных искусствах, и тем самым получат право стать мастерами и надзирателями, что редко или вообще никогда не случается с английскими масонами".

В статье французской энциклопедии под заголовком "Франкмасоны", автором которой является астроном Лаланд, я предполагал, что благодаря его большим познаниям в астрономии, я найду много сведений о происхождении масонства. Ибо какая связь может существовать между какой-либо системой и Солнцем с двенадцатью знаками Зодиака, если в этой системе или в ее основе нет чего-то, что имело бы отношение к астрономии? Любая деталь, используемая в качестве символа, имеет отношение к предмету и цели, для которых она предназначена, поэтому мы не должны полагать, что масоны, среди которых много очень образованных и ученых людей, будут такими идиотами, чтобы использовать астрономические знаки без какой-либо астрономической причины.

Однако я был сильно разочарован в своих ожиданиях. Потому что, повествуя о происхождении масонства, Лаланд пишет: "L'orgine de la maconnerie se Perd, comme tant d'autres, dans l'obscurite des termps;" То есть, происхождение масонства, как и многих других религий, теряется в пучине времени. Дойдя до этого выражения, я предположил, что Лаланд является масоном, и, поинтересовавшись, обнаружил, что так оно и есть. Этот факт спас его от неловкости, которую испытывают масоны в связи с открытием своего происхождения, которое они поклялись скрывать. В Дублине действует общество масонов, которые называют себя друидами, и надо полагать, что у них была причина так себя назвать.

А теперь я хочу перейти к вопросу о причине секретности, связанной с масонами.

Естественной причиной секретности является страх. Если какая-либо новая религия берет верх над прежней, последователи новой религии становятся гонителями старой. История показывает нам это на многих примерах. Когда спустя тысячу лет после смерти Моисея священник Хилкия и писарь Шафан при царе Иосии нашли или сделали вид, что нашли, закон, называемый законом Моисея, царь Иосия утвердил этот закон в качестве национальной религии и предал смерти всех жрецов Солнца. Из книги 4-я Царств, гл. 12-14, следует, что закон Моисея не применялся или был не известен до царствования Иосии.

Когда христианская религия взяла верх над иудейской, евреи стали подвергаться постоянным гонениям во всех христианских странах. Когда протестантская религия в Англии одержала верх над римско-католической, для католических священников в стране была введена смертная казнь. Так как подобное происходило во всех случаях, о которых нам известно, мы вынуждены признать это и в отношении рассматриваемого случая, а именно, когда христианская религия победила религию друидов в Италии, древней Галлии, Британии и Ирландии, друиды стали объектом преследования.

В результате, те из них, кто остался верен своей прежней религии, естественно и неизбежно должны были собираться тайно и под строгим предписанием хранить тайну. От этого зависела их безопасность, так как лжебрат мог подвергнуть жизнь каждого из них опасности и смерти. Таким образом, из уцелевших остатков религии друидов возникло объединение, которое стало называть себя масонами, продолжая при этом проводить ритуалы и обряды друидов.


Публикация перевода статьи в любой форме возможна лишь с разрешения переводчика.